Литературная и общественная деятельность. Москва
Еще в студенческие годы Белинский был членом различных кружков и обществ. Увлечение философией привело его в кружок Станкевича, который в то время усиленно изучал философскую систему Гегеля.
Белинский Гегеля воспринял восторженно. Свое видение его философских идей критик высказывал на страницах «Московского Наблюдателя».
Однако взгляды Белинского были во многом идеалистическими, поэтому столкнувшись с реалиями общественной и политической жизни, он постепенно стал уходить от чисто философского мировоззрения. Менялись и религиозные взгляды писателя: от искренней веры он все больше приходил к атеизму.
После исключения из университета дела Белинского шли из рук вон плохо: денег постоянно не хватало, работы и собственного жилья не было.
Все что оставалось писателю – перебиваться редкими заказами на переводы, которые предоставлял ему его бывший преподаватель – профессор Надеждин, в то время заведовавший журналом «Телескоп».
Летом 1834 года Надеждин, уезжая ревизовать учебные заведения в ряде губерний, поручил Белинскому редактирование «Телескопа» и «Молвы». К этому времени и относится замысел Белинского опубликовать программную работу о русской литературе. Это был обширный цикл из десяти статей, опубликованных под названием «Литературные мечтания» в десяти номерах «Молвы» с сентября по декабрь 1834 года.
«Всё тут было молодо, смело, горячо, – вспоминал П. В. Анненков, - всё обличало возникновение каких-то новых требований мыслей от русской литературы и русской жизни вообще»
«Придёт время, просвещенье разольётся в России широким потоком, умственная физиономия народа выяснится, и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа», - формулирует Белинский свою эстетическую мечту.
Новую страницу в развитии русской повести как жанра, характерного для реальной литературы, по мнению Белинского, открывает Гоголь, в повестях которого ярче всего проявляются «простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность».
Статья Белинского «О русской повести и повестях Гоголя», обосновывающая основные положения эстетики реализма, появилась на страницах журнала «Телескоп» в сентябре 1835 года, когда после отъезда Надеждина за границу Белинский снова возглавил редакцию этого журнала. Вслед за ней он одновременно пишет две статьи о русской поэзии, стремясь и в этой литературной сфере привить читателю вкус к настоящей реалистической поэзии, идущей от жизни.
Дом № 4 в Рахмановском переулке в Москве.
Здесь в 1832 – 1834, 1835 и 1837 годах жил В. Г. Белинский |
Интенсивность работы Белинского в «Телескопе и в «Молве» можно представить количественно: около 200 публикаций подготовил он в первый период своей критической деятельности в надеждинских изданиях. В ноябре 1836 года за октябрьскую публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева «Телескоп» был закрыт, Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а квартира Белинского была подвергнута обыску в отсутствие её хозяина.
Закрытие «Телескопа» еще более усложнило и без того шаткое финансовое положение Белинского. В какой-либо другой роли, кроме литератора, он себя не представлял, а потому никак не мог найти работу. Мытарства Белинского заставляли его то писать учебники («Русская грамматика» 1837 года), то преподавать в Константиновском межевом институте (1838), но зачастую жить приходилось за счет друзей.
Более или менее стабильный доход Белинский получил, когда в 1838 году стал неофициальным редактором журнала «Московский наблюдатель». Однако издание просуществовало недолго – в 1839 году критик вновь остался без работы и денег.
«В Москве мне нечем жить – в ней, кроме любви, дружбы, добросовестности, нищеты и подобных тому непитательных блюд, ничего не готовится, - писал Белинский И. И. Панаеву 18 февраля 1839 года. – Мне надо ехать в Питер, и чем скорей, тем лучше...»
Некоторые работы Белинского, написанные в Москве:
- Дмитрий Калинин (1830—1832).
- Литературные мечтания. Элегия в прозе (1834).
- О русской повести и повестях Гоголя (1835).
- Ничто о ничём (1835).
- Стихотворения В. Бенедиктова (1835).
- Основания русской грамматики (1837).
- Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (1838, цикл статей).